Методы количественных исследований

Опрос

Метод опроса – проводится с помощью структурированной анкеты, предлагаемой для заполнения респондентам, входящим в некоторую выборку из генеральной совокупности, для получения от них определенной информации.

Структурированный сбор данных – использование формализованной анкеты с расположенными в определенном порядке вопросами.

Методы опроса:

  • Опрос по телефону
    • Традиционный телефонный опрос
    • Телефонный опрос с помощью компьютера (CATI)
  • Личный опрос
    • На дому
    • На улице
    • В торговом центре
    • Личный опрос с помощью компьютера (CAPI)
  • Почтовый опрос
    • Почтовый опрос
    • Почтовая панель
  • Электронный опрос
    • По электронный почте
    • Через Internet

Традиционный опрос по телефону – интервьюер звонит определенной выборке респондентов и последовательно задает им ряд вопросов, в соответствии с анкетой, отмечая в ней ответы респондентов.

Телефонный опрос с помощью компьютера (CATI) – используется компьютеризированная анкета, предлагаемая респондентам по телефону. Дозвон до респондентов, аудио-запись интервью осуществляется автоматически с помощью специализированного программного обеспечения.

Опросы на дому у респондентов (квартирный опрос). Интервью происходит у респондентов дома. Задача интервьюера – установить контакт с респондентами, задать вопросы и записать ответы. Для проведения квартирных опросов заранее составляются маршрутные листы с перечнем адресов, где планируется проводить опрос.

Личные опросы на улице (уличник). Интервьюер, находясь на многолюдной улице, предлагает прохожим ответить на вопросы анкеты. Респонденты отвечают на вопросы непосредственно на улице, не заходя в специализированное помещение. В некоторых случаях они получают за ответы небольшое вознаграждение.

Личные опросы в торговых центрах. Опрос происходит на территории торговых центров. Респондентов «перехватывают» при передвижении по помещению центра и приглашают в специализированные места, предлагают ответить на вопросы анкеты.

Личный опрос с помощью компьютера (CAPI). Опрос осуществляется в специализированном помещении (например, на территории торгового центра или на улице с высокой степенью проходимости), оборудованном компьютерами и средствами Интернет-связи. Респондент отвечает на вопросы анкеты, находясь за компьютерным терминалом. Опрос осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения, которое позволяет, как правило, отправлять результаты опроса в онлайн режиме на сервер заказчика, который имеет возможность непосредственно наблюдать за ходом опроса, фиксируя количество заполненных анкет, время и продолжительность ответов и другие параметры.

Опрос по почте. При данном виде опроса анкеты рассылаются предварительно отобранным потенциальным респондентам. Типичный комплект для опроса по почте включает два конверта, сопроводительное письмо, анкету и иногда вознаграждение. Респонденты заполняют и возвращают анкеты. При этом отсутствует вербальный контакт между интервьюером и респондентом.

Почтовые панели. Почтовая панель состоит из большой, репрезентативной в национальном масштабе выборки домохозяйств (семей), которые согласились принимать участие в периодических опросах по почте, тестировании продуктов и телефонных опросах. Члены домохозяйств могут получать за это различное вознаграждение.

Опросы по электронной почте. Респонденты получают анкету по электронной почте, заполняют ее и отправляют организаторам исследования.

Опросы в Интернет. Данный вид опросов проводятся с использованиям HTML-формата. Анкета размещена при этом на web-сайте. Респондент заходится по соответствующей ссылке на сайт и в онлайн режиме заполняет анкету.

факторы
CATI
квартирник
опросы в торговых центрах
CAPI
уличник
Почтовые опросы
Опросы по электронной почте
Опросы через Internet
Гибкость процедуры
          
   
   
          
   
   
   
          
Разнообразие вопросов
   
   
   
   
   
   
   
          
Сопутствующие средства
   
          
   
   
   
   
   
   
Контроль выборки
          
    
   
   
   
   
   
          
Контроль среды сбора данных
   
          
   
   
   
   
   
   
Контроль работы интервьюеров
   
   
   
   
   
   
   
   
Объем данных
   
   
   
   
   
   
   
   
Достижимость респондента
   
   
   
   
   
   
   
   
Осознание анонимности
   
   
   
   
   
   
   
   
Социальная приемлемость
   
   
   
          
   
   
   
   
Получение «чувствительной» информации
   
   
   
          
   
   
   
   
Возможность искажения данных интервьюером
   
   
   
   
   
.
.
.
Время опроса
   
   
          
          
          
   
   
   
Затраты на проведение опроса
   
   
          
          
          
   
   
   

Степень реализации фактора: 

    . . . Низкая 

    . . . Умеренная

    . . .  Высокая

           . . . . . . От умеренной до высокой

    . . . Потенциально высокая

           . . . . . . От низкой до умеренной 
. - отсутствует

Описание факторов:

Гибкость процедуры - определяет насколько возможно взаимодействие респондента и интервьюера, а также респондента и анкеты.
Разнообразие вопросов - зависит от гибкости процедуры и способности респондента понимать и воспринимать задаваемые вопросы, отражает количество и тематический спектр вопросов в анкете.

Cопутствующие средства – возможность использовать при опросе, например, образцы товара, его прототип, образцы рекламы, презентации и т.п.
Контроль выборки – способность эффективно и рационально охватить все элементы выборки, определенной для проведения опроса.
Контроль среды сбора информации – контроль исследователя за средой, в которой респондент заполняет анкету. От этого зависит психологическое состояние респондента, его внимание и включенность в процесс анкетирования.

Контроль за интервьюерами – возможность постоянного контроля за работой интервьюеров.

Объем данных – определяется продолжительностью опроса, разнообразием вопросов и другими параметрами

Достижимость респондентов – процент успешно завершенных интервью в общем количестве предпринятых попыток.

Осознание анонимности – понимание респондентами того, что интервьюер не сумеет установить их личность.

Социальная приемлемость – склонность респондентов давать приемлемые с точки зрения общества ответы, независимо от того, правдивы они или нет.
«Чувствительная» информация – степень остроты вопросов (например, вопрос о финансовом состоянии респондента), от которой зависит степень искренности респондентов

Возможность искажения информации интервьюером – возможность сознательного и несознательного искажения информации интервьюером с целью скорейшего завершения опроса и получения необходимого количества анкет. Интервьюер может искажать информацию о респонденте с целью попадания в заданную квоту, пропускать отдельные вопросы и т.д.

Скорость – время, требуемое для проведения опроса.

Затраты – объем затрат на проведение опроса.

Наблюдение

 

Методы наблюдения – регистрация моделей поведения людей, объектов и вариантов развития событий на систематической основе для получения интересующей информации.

Структурированное наблюдение – метод наблюдения, при котором исследователь имеет четкое представление о моделях поведения, которые будут объектом наблюдения, а также методах, с помощью которых их можно оценить.

 

Неструктурированное наблюдение – метод наблюдения, при котором регистрация всех событий, связанных с объектом наблюдения, осуществляется без их предварительного уточнения.

Наблюдение в естественных условиях – наблюдение за поведением объекта в естественной для него среде

Наблюдение в искусственных условиях – наблюдение за поведением объекта в искусственно созданной среде.

Методы наблюдения:

Личное наблюдение – наблюдатель записывает все происходящее с объектом события по мере их наступления, не контролируя и не направляя события, происходящие с объектом.

Наблюдение с использованием технических средств – способ наблюдения, при котором запись результатов производится техническими средствами.

Аудит – наблюдение, при котором исследователь регистрирует марки, количество и расфасовку продуктов по месту жительства респондента.

Контент-анализ – объективная, систематическая и количественно определенная характеристика основных параметров коммуникативной связи.

Анализ следов – наблюдение, при котором сбор информации осуществляется по физическим признакам или свидетельствам прошедших событий.
2019 Researсh Association