Методы качественных исследований
Методы качественного исследования:
- Прямой (незасекреченный)
- Фокус-группы
- Глубинные интервью
- Косвенный (засекреченный)
- Проекционные методы
- Ассоциативные методы
- Методы завершения ситуации
- Методы конструирования ситуации
- Экспрессивные методы
В прямом подходе респондентам сообщают о цели исследования, либо она становится очевидной из задаваемых вопросов. Этот метод находит свое применение при проведении фокус-групп и глубинных интервью. В отличие от него, косвенный подход скрывает истинную цель исследования от респондентов. В проекционных исследованиях используют главным образом косвенные методы, среди которых различают ассоциативный, завершающий, структурный и экспрессивный.
Фокус-группа
Фокус группы настолько популярны, что многие маркетологи ставят знак равенства между ними и качественными исследованиями.
Фокус-группа – непринужденное неструктурированное интервью, которое берет у небольшой группы респондентов специально подготовленный ведущий (модератор).
Количество человек в группе: 8-12
Состав группы: однородный, предварительный отбор респондентов
Обстановка: неофициальная, непринужденная атмосфера
Продолжительность: 1-3 часа
Запись: аудио- и видеозапись
Модератор: от модератора требуются наблюдательность и коммуникабельность.
Очень часто заказчик наблюдает за ходом фокус-группового интервью либо с помощью видео связи, либо, находясь в клиентской комнате, которая отделена от фокус-групповой комнаты специальным зеркальным стеклом, которое позволяет заказчикам видеть все происходящее с группой респондентов. При этом респонденты не подозревают, о том, что за ними наблюдают, что позволяет сохранить непринужденность атмосферы, и не мешает респондентам раскрываться, обсуждая зачастую непростые темы.Более того, заказчик в процессе фокус-группы может попросить модератора изменить, дополнить, скорректировать вопросы для респондентов.
Этапы организации и проведения фокус-группы:
- Определение цели, задач и проблемы исследования
- Конкретизация задачи качественного исследования
- Формулирование вопросов для рассмотрения в ходе проведения фокус-группы
- Разработка анкеты (скринера) для отбора участников фокус-группы
- Разработка плана проведения фокус-группы
- Инструктирование модератора
- Рекрут участников фокус-группы
- Подготовка к проведению фокус-группы (раздаточный материал, флип-чарт, кофе-брейк, вознаграждение респондентам, видеозапись и др.)
- Непосредственное проведение фокус-группы
- Подготовка транскрипта (осуществляется с помощью видеозаписи фокус-группы)
- Анализ, обобщение полученных данных
- Подготовка отчета
Разновидности фокус-групп:
Двустороннее интервью. Позволяет одной целевой группе слушать другую фокус-группу, дополняющую первую.
Глубинное интервью
Продолжительность – 30-90 минут.
Методы проведения глубинных интервью:
Метод лестницы – последовательная постановка вопросов. Задаваемые вопросы сначала касаются характерных особенностей продукта, а потом и черт самого пользователя.
Метод выяснения скрытых проблем – главным становятся не социальные ценности, а скорее, личные «больные места»; не образ жизни в целом, а глубинные личные переживания и беспокойство человека.
Символический анализ пытается проанализировать символическое значение предметов, сравнивая их с противоположностями. Чтобы понять, что на самом деле скрывается за тем или иным явлением, исследователь пытается определить то, что не характерно для данного явления.
Проекционный метод
Ассоциативные методы – один из видов проекционных методов, когда человеку предлагается какой-либо предмет, а потом его просят сказать о том, что в первую очередь приходит на ум.
Метод словесных ассоциаций – респондентам дают список слов и он должен подобрать к каждому слову еще по одному слову, которое первым приходит на ум.
Методы завершения ситуации
Метод завершения ситуации – проекционный метод, при котором респондента просят придумать окончание придуманной ситуации.
Метод завершения предложения – проекционный метод, при котором респондентам предлагают ряд незаконченных предложений и просят придумать концовку.
Метод завершения истории – проекционный метод, при котором респондентам предлагают отрывок истории и просят дополнить концовку своими словами.
Метод конструирования ситуации – проекционный метод, при котором респондента просят дать ответ в виде истории, диалога или описания ситуации.
Метод ответа по рисункам - проекционный метод, при котором респонденту показывают рисунок и просят рассказать историю, описывающую этот рисунок.
Анимационные тесты – мультипликационные персонажи попадают в разные ситуации, связанные с исследуемой проблемой. Респондентов просят придумать для персонажа ответ на комментарии другого персонажа.
Ролевая игра – респондентов просят объяснить манеру поведения другого человека.
Метод третьего лица - проекционный метод, при котором респонденту в устной или визуальной форме предлагают на рассмотрение ситуацию. Он же, в свою очередь, должен определить, о чем думает третье лицо в данной ситуации.